Странник

Блок

Наша кнопка:

Получить код:

Рейтинг@Mail.ru Бесплатная раскрутка сайта uCoz, Шаблоны для uCoz, Скрипты для uCoz, Бесплатная раскрутка сайта, Продвижение сайтов, SEO, Онлайн PhotoShop

счетчик посещений

Узнать свой IP адрес
Кто нас посетил.
Записки путешественницы.

Сказочный край высочайших в Европе гор, где голубое сияние ледяных вершин осеняет цветение альпийских лугов, прорезанных белопенными реками и водопадами, низвергающимися в каньонах, отблескивающих гранями скал, - это
Приэльбрусье. Земной рай для альпинистов и горнолыжников, туристов и отдыхающих. Горнолыжные трассы в десятки километров длиной с перепадами высот более двух километров по феерически красивым ландшафтам.
       Этим летом две группы, условно разделённые на «спортивную» И «экскурсионную», С помощью туристическо - экскурсионного клуба «Странник», отправились в Приэльбрусье. Это туристическое название части Большого Кавказа, расположенного на территории Кабардино-Балкарской Республики.
       На двух «газельках» за 2,5 суток мы проехали 2,5 тыс. км. В целях экономии времени (спортсмены торопились к началу стартов) ехали непрерывно.      Останавливались только поесть и дать чуть-чуть поспать водителям.
В поселке Нейтрино (1750 м. над уровнем моря) посетили Баксанскую нейтринную обсерваторию, расположенную в четырёхкилометровом тоннеле горного массива Ындырчи. Сердце обсерватории - уникальный нейтринный телескоп, с помощью которого исследуется солнечная частица - нейтрино.

Знакомство с двуглавым великаном Эльбрусом мы начали с Чегета (2749 м.), куда поднялись на кресельном подъёмнике. Впервые я почувствовала себя оторванной от земли на целых 16 минут и, как снежинка в безветренную
погоду, медленно летела над ущельем. Эти минуты мне показались вечностью. Но преодолеть ужас высоты мне помог мой друг - фотоаппарат. Ведь красота способна отвлечь от любых неприятных ощущений.
       На обратном пути мы посетили поляну нарзанов. Здесь на поверхность выходит несколько минеральных источников, разбросанных в разных местах. Они истекают из глубоких трещин в гранитах, из которых состоит ложе Баксана. Вода слабой минерализации, насыщена углекислотой и железом. Наиболее мощный
источник поражает воображение непрерывной пульсирующей струёй нарзана толщиной в руку.
       Вторая цель - участие в соревнованиях «Летние снега Эльбруса-2008». В этих Всероссийских стартах спортсмены горнолыжного клуба успешно участвуют не впервые. К примеру, в прошлом 2007 году магнитогорская команда в Приэльбрусье заняла 1 место. Правда, участников, желающих представлять легендарную Магнитку, было гораздо больше. И тем ценнее победа в этом году, т.к. наш город представляли всего три спортсмена от этого клуба.
       Организаторами открытого первенства по горным лыжам были москвичи и хозяева высокогорья - кабардино-балкарцы. Поражает размах возрастных категорий участников гигантского слалома и скоростного спуска - от 1О до 70 лет.
      Пологие склоны Эльбруса - идеальные трассы для проведения соревнований. В них участвовали 12 команд из разных регионов России. Основными соперниками нашей немногочисленной команды были москвичи, новосибирцы и
местные горнолыжники - осетины и кабардино-балкарцы.
       Чтобы выплеснуть накопившийся за время длительной дороги адреналин и поддержать боевой и моральный дух своих земляков, несколько человек из
экскурсионной группы, в том числе и я со своей внучкой, решили подняться до места старта. На бугельном подьёмнике вместе со спортсменами мы поднялись до ст. "Старый кругозор» (3000 м.). Далее пересели в другой вагончик маятниковой канатной дороги. Он нас поднял до ст. «Мир» (3500м.). Дальше горнолыжники, чтобы сохранить силы, поднимались по кресельной канатной дороге до СТ. «Гара - Баши» (3780м.). Это и было местом старта соревнований. А мы, болельщики, решили преодолеть последний подьём пешком. Хотелось испытать свои физические возможности по преодолению высоты и, конечно, полюбоваться окружающими нас горными пейзажами.
Когда мимо, обдавая меня снежным вихрем, стали проноситься лыжники, ловко маневрируя между вешками, поставленными по склону горы, пришлось
опуститься на землю и вспомнить, с какой целью я здесь. Мы криком подбадривали всех спортсменов, но особенно кричали и прыгали, как турята (горные козлята), когда проносились наши покорители гор. Их мы узнавали только по номерам на майках. Потому что состязание по горным лыжам - это настолько красочное зрелище, что не поймёшь, то ли глаза ослепляет снег, сверкающий под солнечными лучами, то ли костюмы лыжников, всех цветов радуги. Я еле успевала "болеть» и фотографировать одновременно.
В победе магнитогорцев мы не сомневались. Валентин Юсупов занял два первых места в гигантском и специальном слаломе в своей возрастной группе. Алексей Дубинин - 3 место, Владимир Сазонов - 4место.
       В свободные от спортивных мероприятий дни ребята готовились к восхождению на Эльбрус. Ведь вздымающийся на высоту 5642 метра двуглавый вулканический конус, с белоснежной шапкой льдов толщиной до 94 метров, в хорошую погоду виден за сотни километров и притягивает к себе, как магнит, мужественных покорителей со всех концов Земли. Согласно легенде, орды гуннов, опустошившие Предкавказье в последней четверти 4 века, не осмелились двинуться на юг, увидев на горизонте пылающую багрянцем в лучах зари титаническую пирам иду, и отправились покорять Европу. Не с этим ли преданием
связано кабардинское название Эльбруса - "Ошхамахо», в переводе "Гора счастья»? На языке горцев – балкарцев его величают более прозаически - "Мингитау», "Тысячная гора».
          Руководителем нашей группы восхождения был инструктор горнолыжного спорта, имеющий 1 разряд по альпинизму, Валентин Юсупов. А в помощь ему для
обучения группы альпинистским навыкам в посёлке Нейтрино подключился профессиональный альпинист инструктор 1 разряда из Краснодара Владимир Лукашин. Кроме физической и технической подготовки для подъёма на высочайшую вершину Европы необходима акклиматизация. Стартовали ребята со СТ. "Мир». Пошли К "Приюту -11». Я присоединилась к ним, чтобы в очередной раз испытать себя уже на другой высоте- 4200 м, где находится этот приют, и, конечно, заснять другие панорамы. От своей группы я безнадёжно отстала, часто останавливаясь для съёмок. Ведь этот край влечёт к себе изумительной красотой своих белоснежных гор, четко вырисовывающихся на ярко - голубом небе. Ещё
Аристотель, посетивший эти места в 4 веке до Н.Э., писал: "Кавказские же горы из всех лежащих в направлении летнего восхода солнца самые замечательные и своей обширностью, и высотой ... ».
       И когда мне осталось идти до "Приюта -11» минимум  30 мин., я с огорчением увидела, что моя группа возвращается обратно. Покорить очередную высоту мне так и не удалось. Пришлось присоединиться к ним. Но я опять оторвалась от группы и поехала с ветерком вниз до СТ. "Старый кругозор» на гусеничном вездеходе "ратраке». Не получилось из меня любителя - альпиниста.
       Настал тот день, ради которого ребята приехали в Приэльбрусье. Они снова поднялись на высоту 4200 м., заночевали и в 2.30 Ч. Утра пошли на вершину. Температура воздуха утром - 20 градусов. Настроение приподнятое. Ведь все, кроме Юсупова, поднимались на такую высоту впервые. Все были уверены в успехе, но никто не думал, что будет легко.
Когда рассвело через два часа после начала штурма вершины, а рассвет на Эльбрусе алый, неописуемой красоты! - ребята уже дошли до скал Пастухова.
Группа шла друг за другом размеренным, ровным шагом. На крутых склонах шли косым траверсом поперёк снежного языка набором высоты. Надежда была только на сплочённость команды и друг на друга.
И чем выше поднимaлась команда, тем больше сказывалась нехватка кислорода. Сначала отдыхали каждый час, затем каждые 30мин. Восхождению благоприятcтвoвалa, как один из основных факторов подъёма, хорошая погода, которая бывает на Эльбрусе редко.
    Помогало ребятам и грамотно подобранное снаряжение. И, конечно, горячий чай с лимоном в термосах для поднятия жизненных сил. Через 6 часов утомительного подъёма достигли седловины (5420 м.). Температура воздуха – минус 23 градуса с учётом ветра. Здесь одного из участников группы покинули силы: начались признаки горной болезни из-за нехватки кислорода. Ведь у каждого своя высота. И, чтобы не отправлять его одного вниз, пришлось ещё одному спортсмену покинуть дистанцию в качестве сопровождающего. Последний участок подъёма после седловины. Он оказался самым крутым отрезком из всего пройденного пути. Местами встречался лёд – опасный для восходителей без навыков альпинизма. Но, преодолев все трудности, пять человек из семи достигли восточной вершины Эльбруса (5621 м.). Радости не было предела! Единственная
женщина в этой группе рассказывала, что, несмотря на усталость, все они прыгали и кричали на весь Большой Кавказский хребет.
«Внизу не встретишь, как ни тянись, За всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес». Пока сильная половина нашего многочисленного коллектива покоряла Эльбрус, у нас, «экскурсионной» группы, было 2 дня выходных. Мы решили посвятить их изучению истории края, культуры, традиций, ментальности народов, населяющих республику. Группой из 5 человек (из них две бабушки с внучками) мы поехали в ближайший к Нейтрино город Тырныауз. По дороге мы разговорились с местными жителями. Они охотно поделились с нами историей населяющих республику людей: кабардинцев и балкарцев. Одна женщина рассказала нам легенду: «Когда Господь делил землю между народами,
самые красивые места он оставил себе. Это было Приэльбрусье. Но обнаружил, что оставил без земли маленький, трудолюбивый народ - балкар. И тогда
он отдал свои земли этим людям» Сегодня на земле Кабардино-Балкарской Республики живут и трудятся представители более ста национальностей.
Беседа с местными жителям проходила с подлинно кавказским радушием, и мы не заметили, как проехали до административного центра Эльбрусского района - Тырныауза. Это город горняков и «звёздного металла». Он расположен на высоте 1300 м. над уровнем моря. Со всех сторон его окружают горные ты, похожие на сказочных богатырей.
           На следующий день мы побывали в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, и Пятигорске, курортном городе России .
.. Проезжая Калмыкию, мы заехали  в Элисту. Ещё  издалека наше внимание привлек стоящий на холме буддистский храм, сверкая куполами на солнце. Я так npdct6
остолбенев. Придя в себя и взяв пошла к воротам. Это оказался храм Золотая обитель Будды Шакьямуни. Территорию храма окружает красивая, кирпичного цвета с архитектурными национальными орнаментами, стена. В ней четыре входа: восточный, западный, северный и южный. Мы вошли в восточные ворота, и встретила нас скульптура белого старца, покровителя животных.
Насладившись национальной гордостью Калмыкии, мы поехали дальше. В Волгоград мы приехали ночью. И, чтобы соприкоснуться со страницами истории нашей страны - посетить Мамаев курган, пришлось ждать утра. С первыми лучами солнца, с трудом разбудив своих внучек, две бабушки повели их знакомить с мемориальным комплексом. Увидев монументальную скульптуру «Родина - мать зовёт!», наши внучки окончательно проснулись. Я думаю, что они на всю жизнь запомнят этот момент знакомства с мемориальным комплексом в честь защитников Волгограда.
Наша поездка оказалась очень насыщенной разнообразными впечатлениями. «Странники» обогатили свою историческую память, покорили восточную вер-
шину Эльбруса и защитили честь Магнитки на открытом первенстве по горным лыжам.
Вера ЗАХАРОВА
из архива клуба «Странник»