В Суздале за всю его многовековую историю существовало около
пятнадцати монастырей, их основателями были местные епископы и представители
княжеских династий. Несомненно, монастыри явились для Суздальской земли
важными очагами духовно-нравственного просвещения, центрами благотворительности,
средоточием высокого христианского подвижничества. А имена преподобных
Евфимия, Евфросинии и Софии Суздальских вошли не только в летопись местного
края, но навсегда вписаны в историю русской святости.
В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским
в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский
девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси
в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое
значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник
великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский. Благодаря
его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель
скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие
слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем
к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго
и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».
В тот период здесь подвизалась преподобная София, в миру великая княгиня
московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих
представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда
внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии
Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения,
монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых
супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина,
супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие.
О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие
ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский
Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре
большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная
церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом
Происхождения Древ Креста Господня.
Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века.
При игумении Василисе была выстроена теплая Зачатьевская церковь. Грамотой
от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от
пошлины за провоз камня для ее постройки. Старинное монастырское предание
говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в
1552 году шел через Суздаль походом на Казань.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвра-щении
своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери
Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом
Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выража-лось не только
в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин,
но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563
году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария,
а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в
монастырь на престольный праздник. В 1682 году в праздник Иверской иконы
Богоматери обитель посетили царь Федор Алексеевич Романов и царевны Софья,
будущая правительница России, Мария и Феодосия, старинные источники сообщают
о приезде в тот год и государя Ивана Алексеевича.
При нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения.
Это было в 1609 году. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель
польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской
обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись
дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его
жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая
отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая
товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители
не разорять и отъиде во своя». Но через два года город вновь был разорен
врагами, сильно пострадал тогда и Покровский монастырь. Однако особое
внимание царей к этой обители, где находилась усыпальница их именитых
родственниц, способствовало скорому ее восстановлению.
В 1610 году после насильственного низведения с престола царя Василия Шуйского
Покровский монастырь стал местом жизни его супруги царицы Екатерины, в
Суздаль она приехала с малолетней дочерью царевной Анастасией. В первой
половине XVII века в Покровской обители жили и по кончине были погребены
еще несколько представительниц боярского рода Шуйских, в том числе и мать
царя Василия Шуйского княгиня инокиня Марфа. С северной стороны Покровского
собора складывается их родовая усыпальница.
Усыпальница именитых постриженниц Покровского
монастыря
Одна из страниц истории монастыря связана с многолетним
пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной,
в иночестве Елены. Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 году,
с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые
покои. Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать
жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив
Святых врат обители в 1712 году она выстроила зимний храм святителя Николая
Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного
покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
Царица Евдокия Лопухина, в монашестве Елена.
Старинный портрет
В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии
в заговоре сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился
в Суздаль, желая исследовать дело. «На рассвете Петр въехал в Покровскую
обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало,
все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал
на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить
колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена
в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни
с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумения Покровского монастыря
Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь
были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718
года. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую
крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император
Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена
в Смоленском соборе обители. Перед кончиной последние слова ее были: «Бог
дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».
Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации
монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все
монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм
на их содержание. Указом императрицы Покровская обитель в Суздале благодаря
своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.
В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую
обитель посетил император Николай II. Особое внимание государя было уделено
монастырской ризнице, хранившей вклады именитых особ.
Император Николай II с великими княжнами
в Покровской обители. 16 мая 1913 года
Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные
события 1917 года. Со стороны новой власти начались различные вмешательства,
притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря
была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний
и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария
была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.
Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь
проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из
города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались
в Суздале, из милости их приняли к себе местные жители.
Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля
после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая
служба, собравшая большое число богомольцев. Покровский женский монастырь
стал первым возрожденным монастырем в Суздале. Его настоятельницей была
назначена матушка София (Комарова). Знаменательно, что открытие монастыря
произошло в год 450-летия со дня кончины преподобной Софии Суздальской.
Возрождение монастыря – это прежде всего возрождение его храмов. Новые
страницы монастырской летописи рассказывают о передаче древнего Покров
ского собора, надвратной Благовещенской церкви, колокольни... Уже 24 апреля
1994 года Высокопреосвященнейший Евлогий, Архиепископ Владимирский и Суздальский,
совершил освящение главного собора Покрова Богоматери. Через несколько
лет здесь установили новый четырехъярусный иконостас, иконы для него были
написаны сестрами обители.
Иконостас Покровского собора
Одновременно с возрождением храмов в монастыре возрождается молитвенное
служение. Сначала монастырские службы совершались только по воскресным
и праздничным дням, а с 1993 года они стали проходить ежедневно. С первых
лет возродилось и чтение Неусыпаемой Псалтири. В июле 1992 года в надвратном
Благовещенском храме был совершен первый монашеский постриг.
В эти же годы Покровская обитель начинает и свое социально-просветительское
служение. Силами сестер стали проводиться занятия в воскресной школе,
под свою опеку монастырь взял городской дом престарелых и инвалидов.
Многим библиотекам и учебным заведениям обитель помогла укомплектовать
фонды православной духовно-назидательной литературой. Паломникам и гостям,
приезжающим из разных регионов страны, сестры проводят экскурсии и показывают
монастырские святыни.
Божественную Литургию в Покровском соборе совершает
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий
|