Странник        
  • проба
  • Форум
  • Рекламодателю
  • Паломникам
  • О нас
  • Контакты
ВРЕМЯ

Гость =) Приветствуем ВасРегистрацияАвторизация

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
ОНЛАЙН РАДИО
Слушать онлайн радио
Посетители сайта


Мини-чат
200
Блок

Наша кнопка:



Получить код:

Рейтинг@Mail.ru Бесплатная раскрутка сайта uCoz, Шаблоны для uCoz, Скрипты для uCoz, Бесплатная раскрутка сайта, Продвижение сайтов, SEO, Онлайн PhotoShop
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


счетчик посещений

Форма входа
Карта
Меню сайта
ОСНОВНОЕ
Главная страница Планируемые поездки Архив поездок Блог

ОТЧЁТЫ
Фотофильмы Фотоальбомы Отчёты о поездках

ПРАВОСЛАВИЕ
Православный календарь Паломникам Советы паломнику ВСЕ монастыри

ПОМОЩЬ
Рекламодателю Помощь сайту Талисман

ОБЩЕНИЕ
Обратная связь Гостевая книга Доска объявлений Форум

РАЗНОЕ
Карта планеты Загадки Египта Отдохни Замок Фотошоп Проба

Подписка
Облако фотографий
Праздники
Праздники сегодня
Опрос
Куда поедем?
Всего ответов: 18
Узнай свой IP
Узнать свой IP адрес
Кто нас посетил.


 

В Суздале за всю его многовековую историю существовало около пятнадцати монастырей, их основателями были местные епископы и представители княжеских династий. Несомненно, монастыри явились для Суздальской земли важными очагами духовно-нравственного просвещения, центрами благотворительности, средоточием высокого христианского подвижничества. А имена преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии Суздальских вошли не только в летопись местного края, но навсегда вписаны в историю русской святости.
В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский. Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

В тот период здесь подвизалась преподобная София, в миру великая княгиня московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие.

О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Древ Креста Господня.
Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая Зачатьевская церковь. Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки. Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвра-щении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выража-лось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году в праздник Иверской иконы Богоматери обитель посетили царь Федор Алексеевич Романов и царевны Софья, будущая правительница России, Мария и Феодосия, старинные источники сообщают о приезде в тот год и государя Ивана Алексеевича.
При нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Это было в 1609 году. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя». Но через два года город вновь был разорен врагами, сильно пострадал тогда и Покровский монастырь. Однако особое внимание царей к этой обители, где находилась усыпальница их именитых родственниц, способствовало скорому ее восстановлению.
В 1610 году после насильственного низведения с престола царя Василия Шуйского Покровский монастырь стал местом жизни его супруги царицы Екатерины, в Суздаль она приехала с малолетней дочерью царевной Анастасией. В первой половине XVII века в Покровской обители жили и по кончине были погребены еще несколько представительниц боярского рода Шуйских, в том числе и мать царя Василия Шуйского княгиня инокиня Марфа. С северной стороны Покровского собора складывается их родовая усыпальница.

Усыпальница именитых постриженниц Покровского монастыря

Одна из страниц истории монастыря связана с многолетним пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, в иночестве Елены. Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 году, с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои. Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 году она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.

Царица Евдокия Лопухина, в монашестве Елена.
Старинный портрет

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».
Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Указом императрицы Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.
В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II. Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей вклады
именитых особ.

Император Николай II с великими княжнами
в Покровской обители. 16 мая 1913 года

Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались различные вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.
Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их приняли к себе местные жители.
Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба, собравшая большое число богомольцев. Покровский женский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале. Его настоятельницей была назначена матушка София (Комарова). Знаменательно, что открытие монастыря произошло в год 450-летия со дня кончины преподобной Софии Суздальской.
Возрождение монастыря – это прежде всего возрождение его храмов. Новые страницы монастырской летописи рассказывают о передаче древнего Покров ского собора, надвратной Благовещенской церкви, колокольни...
Уже 24 апреля 1994 года Высокопреосвященнейший Евлогий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, совершил освящение главного собора Покрова Богоматери. Через несколько лет здесь установили новый четырехъярусный иконостас, иконы для него были написаны сестрами обители.

Иконостас Покровского собора

Одновременно с возрождением храмов в монастыре возрождается молитвенное служение. Сначала монастырские службы совершались только по воскресным и праздничным дням, а с 1993 года они стали проходить ежедневно. С первых лет возродилось и чтение Неусыпаемой Псалтири.
В июле 1992 года в надвратном Благовещенском храме был совершен первый монашеский постриг.
В эти же годы Покровская обитель начинает и свое социально-просветительское служение. Силами сестер стали проводиться занятия в воскресной школе, под свою опеку монастырь взял городской дом престарелых и инвалидов. Многим библиотекам и учебным заведениям обитель помогла укомплектовать фонды православной духовно-назидательной литературой. Паломникам и гостям, приезжающим из разных регионов страны, сестры проводят экскурсии и показывают монастырские святыни.

Божественную Литургию в Покровском соборе совершает
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий

 



Связаться с администратором сайта //strannik-mgn.ucoz.ru/: