Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри Мурома
31 июля 2006 г. 15:17
2 августа состоится визит
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Муром,
приуроченный к празднованию 910-летия основания Муромского
Спасо-Преображенского мужского монастыря, с жизнью которого Пресс-служба Московской Патриархии
уже знакомила читателей. В связи с предстоящими юбилейными торжествами
мы помещаем также краткий очерк истории двух других обителей Муромской
земли.
Свято-Благовещенский мужской монастырь
Муромский
Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви
Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание
приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну
Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава
Мудрого.
Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время
исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав
об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел,
чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном
деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая
принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным
знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они
раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово,
находившееся неподалеку от города.
Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и
земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения
Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного
князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья
нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе
местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного
князя Константина и чад его Михаила и Федора.
Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского
храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во
время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании
победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После
взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного
храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением
торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.
Благовещенский монастырь пользовался высочайшими
милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал
братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в
XVII веке.
В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие
реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни»
помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к
нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом
с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.
В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя
первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того
же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764
г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им
архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.
В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы
Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время
нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20
октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским
духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с
Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться
после этих событий.
В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В
1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской
епархии.
Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году. Братия
поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года
произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и
Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января
1989 года.
Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов.
В 1940 году собор закрыли, но два года спустя вновь
открыли, уже как приходской храм. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах
Пимен (Извеков) — будущий Патриарх всея Руси. До 1991 г. Благовещенский
собор оставался единственным действующим храмом в городе.
В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и
Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась
иноческая жизнь.
В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя
Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного
Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен
прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря
архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского.
В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная
сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем
совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется
духовно-просветительская деятельность.
Святыни Благовещенского монастыря:
— Рака с мощами св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев
— Икона св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора
— Икона св. преп. Илии Муромца с частице св. мощей
— Икона Иверской Божией Матери
— Икона св. бл. кн. Петра и Февронии
— Икона Знамения Божией Матери
— Икона Николая Чудотворца
Свято-Троицкий женский монастырь
Троицкий
женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием
Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви.
По преданию, где-то здесь, на «Старом Вышнем городище»,
кн. Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен
первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В
последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь.
В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой
церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя
Живоначальной Троицы.
В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от Епископа
Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий
монастырь.
В 1648 г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением.
В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная
колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика
обители.
Главной святыней Троицкого монастыря стал Виленский Крест. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова.
В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя
Алексея Михайловича «по челобитию из Муромского Троицкого монастыря
игумении Акилине с сестрами...», — о передаче во владение бобыльских
дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти
дворовые места.
В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе
с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из
упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего
монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями)
Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда
(настоятельница Александра и три схимонахини); Воскресенского Муромского
девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини).
В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора.
В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтоживший все келии и деревянные кровельные связи.
В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда.
В 1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры
Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды,
завершившемуся к 1808 г.
В 1810 г. развернулись работы по перестройке
Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему
нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.
В 1865 году на средства муромского почетного гражданина
Алексея Васильевича Еpмакова на территории монастыря устроена каменная
часовня, в котоpую пpовели воду из городского бассейна. В этом же году
его усеpдием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на
пожертвования его жены Маpии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и
надвpатной Казанской церкви.
В 1885 году было получено разрешение возвести втоpой
этаж над теплым Тpехсвятительским пpиделом. К осени 1886 г. стpоительные
pаботы завеpшились. Это была последняя церковь, построенная на
территории монастыря.
В 1898 году сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19
сентябpя 1899 г. открылась одноклассная женская — школа с уроками
рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.
27 сентябpя 1918 г. по pаспоpяжению Жилищного отдела г.
Муpома тpи каменных коpпуса заселены рабочими. Монастыpь закpыли в 1921
году.
В 1928 году Пантелеймоновский пpидел занят под аpхив. В
1930-е монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собоp,
надвpатная цеpковь и колокольня были пpиспособлены под склады. По
pешению гоpсовета 1936 г. пpидел Тpех Святителей и Св. Пантелеимона были
pазpушены.
В 1941 году здание Тpоицкого собоpа пеpедано аpтели им.
Кpупской под сапожную мастеpсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в
1950-е гг. pемонт на территории монастыря не производился.
В послевоенные годы келейные коpпуса превращены в
коммунальные кваpтиpы. В 1961-1962 годах в монастыpе пpоизведена
косметическая pеставpация. В 1970-х годах ансамбль Тpоицкого монастыpя
поставлен на госудаpственную охpану как памятник pеспубликанского
значения.
15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого
монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской
Православной Церкви. Это первый женский монастырь, открытый во
Владимирской епархии. Главной святыней Троицкого монастыря является рака
с мощами св. бл. кн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев.